Диагностика бешенства

Тельца Бабеша-Негри
На сегодняшний день в ветеринарии применяется единственный информативный и достаточно точный метод диагностики бешенства у животных. Это посмертное исследование срезов аммоновых рогов головного мозга и обнаружение в них специфических включений - телец Бабеша-Негри. Тельца Бабеша-Негри также присутствуют в цитоплазме нейронов, гиппокампе, клетках Пуркинье коры мозжечка, стволе мозга, гипоталамусе и спинномозговых ганглиях. Данные тельца присутствуют в головном мозге только при бешенстве, наличие их при других заболеваниях, в том числе и при заболеваниях центральной нервной системы, не зафиксировано.
Состоят тельца Бабеша-Негри из тонковолокнистого матрикса и вирусного рибонуклеопротеида, размер телец - около 10 нанометров.
Негри находил эти тельца только в нервной системе у больных животных и всегда у человека. Тельца не обнаружены в слюне и испражнениях. Природа телец до сих пор вызывает споры.
Именно поэтому лабораторно исследуется труп павшего или усыпленного животного, подозрительного в заболевании бешенством.
Кроме исследований головного мозга в ветеринарных лабораториях проводится получение вытяжки из мозга и искусственное заражение лабораторных мышей бешенством. Процесс длительный и применяется для подтверждения диагноза.
Диагностика бешенства у человека
В начале заболевания уровень гемоглобина и биохимический анализ крови остаются в норме; изменение лабораторных показателей наблюдается при развитии осложнений ( дисфункция гипоталамуса , желудочно-кишечное кровотечение , другие). Содержание лейкоцитов обычно слегка повышено (12000-17000 в мкл), но может быть как нормальным, так и резко увеличенным (до 30000 в мкл).
Лабораторная диагностика бешенства у человека включает:
- выделение возбудителя из биологических жидкостей (слюны, изредка - СМЖ) и тканей (головной мозг);
- серологические исследования;
- определение вирусных антигенов в тканях (мазках-отпечатках роговицы, биоптатах кожи, головном мозге);
- выявление вирусной РНК с помощью ПЦР.
Образцы ткани головного мозга, полученные при патологоанатомическом исследовании либо с помощью биопсии, используют для:
- заражения мышей с целью выделения вируса;
- иммунофлюоресцентного окрашивания на вирусные антигены;
- гистологического или электронно-микроскопического исследования для поиска телец Негри ;
- выявления вирусной РНК методом ПЦР с обратной транскрипцией.
Выделение вируса и иммунофлюоресцентное окрашивание - достаточно надежные и чувствительные методы диагностики, однако при затяжном течении болезни они могут дать ложноотрицательные результаты из-за высокого титра нейтрализующих антител в крови и СМЖ. Поставить прижизненный диагноз бешенства помогает иммунофлюоресцентное окрашивание биоптатов кожи, мазков-отпечатков роговицы и мазков слюны. Результаты этого исследования должны быть подтверждены серологическими методами либо обнаружением самого вируса, его антигенов или РНК в ткани головного мозга.
У невакцинированных больных диагноз бешенства подтверждает четырехкратное повышение титра нейтрализующих антител при исследовании парных сывороток. У вакцинированных больных при постановке диагноза опираются на абсолютный уровень нейтрализующих антител в сыворотке, а также на присутствие этих антител в СМЖ. После проведения постэкспозиционной профилактики нейтрализующие антитела в СМЖ обычно не появляются либо их титр низок (менее 1:64), в то время как при бешенстве титр нейтрализующих антител в СМЖ колеблется от 1:200 до 1:160000.
Клинически бешенство мало отличается от других вирусных энцефалитов . Важнейший диагностический признак - данные анамнеза, свидетельствующие о возможности заражения. Дифференциальный диагноз, кроме того, должен включать лиссофобию , синдром Гийена-Барре , полиомиелит и поствакцинальный энцефаломиелит . Последний чаще всего возникает при использовании мозговых антирабических вакцин и обычно развивается спустя 1-4 нед после вакцинации.